Как научить ребенка пользоваться ножницами? Советы родителям
Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук прямо влияет на мозговое развитие малыша. Поэтому необходимо как можно раньше учить его держать игрушки, пользоваться ложкой, карандашами, фломастерами, ручками, кисточкой, предметами для лепки, ножницами. Ложку следует давать уже годовалому ребенку, вслед за этим постепенно надо обучать лепке, рисованию, вырезанию из бумаги и ткани, наклеиванию аппликаций
Ножницы можно доверить малышу после того, как его ручка достаточно окрепнет и пальчики будут в состоянии удерживать их. При их выборе необходимо проследить за тем, чтобы они имели округлые кончики и фиксирующую пружинку, что обезопасит ребенка от травм. Покупку лучше производить вместе с малышом, чтобы выбрать подходящий размер. В это же время целесообразно приобрести запас белой и цветной бумаги, альбом для аппликаций, книжки с рисунками для вырезания, плоские фигурки куколок и зверюшек, кисточку и клей.
Несомненно, ребенка заинтересует новый вид творчества, особенно если родители покажут ему, как листочек бумаги превращается в белоснежную снежинку или красивый цветочек. Он захочет сделать то же самое. Для начала покажите малышу, как правильно расположить ножницы на ручке, как надо двигать пальчиками, придерживая кисть ребенка, сделайте несколько режущих движений. После этого дайте сыну или дочери проделать то же самое самостоятельно.
Не беда, если первая попытка будет неудачной. Повторите упражнение несколько раз. Если ребенок закапризничает, не заставляйте его вырезать насильно. Пусть он успокоится, вы же его не ругайте, а предложите поиграть в другую интересную игру.
Через несколько дней снова привлеките малыша к занятию с ножницами. Скорее всего, второе занятие будет более успешным. Чтобы ребенок видел результаты своего труда, следует самому родителю вырезать наиболее сложные предметы, а малыш пусть вырежет дополнения к ним. Например, мама вырезает цветочек, а ребенок из зеленой бумаги травку. Здесь не очень важно, чтобы травинки имели одинаковый размер и форму, поэтому ребенок не будет испытывать состояние неудачника. А когда вы вместе с ним наклеите аппликацию на лист белой бумаги или в альбом, то доставите малышу настоящую радость. Такую поделку можно будет подарить, например, бабушке на день рождения. При этом следует сказать, как ребенок старался и какой он молодец.
Когда ребенок довольно уверенно держит ножницы, можно учить его вырезать различные геометрические фигуры: прямоугольники, квадраты, треугольники, которые послужат основой для конструирования различных домиков, пирамидок, коробочек. Покажите малышу рисунок с изображением того предмета, который намерены получить в результате проделанной работы. Предмет может располагаться на плоскости в виде аппликации или иметь объем. Во время занятия не забывайте называть форму и цвет вырезаемого предмета и его предназначение. Например: «Вырежем желтый квадратик. Это будет стенка домика. А из зеленого листочка вырежем треугольник для крыши». Такие занятия будут полезны не только для развития пальчиков, но и научат малыша ориентироваться в пространстве, распознавать форму и цвет предметов, расширят его словарный запас.
Наиболее сложным в обучении вырезанию является работа с мелкими деталями, имеющими округлую, сложную или неправильную форму. В таком случае помогут книжки с готовыми трафаретами. Пусть ребенок потренируется с наиболее крупными изображениями тех из них, которые вырезать проще всего, например, он может вырезать апельсины, яблоки, помидорки, огурчики. Затем можно будет вырезать лепесточки для цветочков, звездочки, узоры для коврика и пр.
Для вырезанных овощей и фруктов можно будет вырезать тарелочку, для цветочков — вазочку, украшенные вырезанными же более мелкими деталями. Девочки с увлечением будут конструировать одежду для бумажных куколок, а мальчики модели кораблей, автомобилей, самолетов, ракет.
Когда ручка ребенка окончательно окрепнет, можно будет вместо бумаги использовать картон или кусочки ткани. Картонные поделки не требуют наклеивания, их следует повесить на стену, поставить на стол или в шкаф. Из ткани можно сшить одежду не вырезанной, а для настоящей куклы. Это побудит девочку пользоваться швейными принадлежностями.