UPD

Стиль бонсай, практические советы как ухаживать за стволом растения

Сегодня я расскажу об искусстве живой скульптуры - бонсае. Связь формирования растений с формированием человека самая прямая, ведь законы живого одинаковы, и, может быть, нам стоило бы учиться гармоничному развитию у так называемой окружающей среды.

Бонсай, как искусство жизни

У каждого из нас, независимо от места работы, уровня образования или круга интересов, есть другое, более важное призвание — скульптор. По меньшей мере, скульптор своей жизни.

Собственно, сотворение человеком себя и есть его самоопределение в этом мире. Сейчас часто можно услышать иностранные названия тех или иных искусств, но мне кажется, никто толком не знает, что же они обозначают.

Само слово «бонсай», формируемое двумя японскими иероглифами, переводится как «растение на подносе». Это могут быть и одно дерево. А может быть, и даже небольшая рощица, растущая в неглубокой емкости. В принципе, для бонсая пригодно любое растение, например даже яблоня, искусство же заключается в его формировании. Существует также пейзажный стиль — бонкэй, или сайкэй.

Корни искусства бонсай, насчитывающие по первоисточникам более тысячи лет, находятся в Китае. Японцы не просто переняли бонсай, а фактически довели его до совершенства, поэтому сейчас можно говорить о двух основных школах. Китайский вариант очень легко отличить — он менее строг, в композиции могут быть стилизованные мостики, фигурки людей. У японцев же — предельный лаконизм. Это неудивительно, ведь у них совершенно иное отношение ко времени, к природе. Для них не так важно прошлое и будущее, как момент их соединения — настоящее, которое нужно пережить с максимальной полнотой.

То есть, философия этого искусства состоит в том, что «растение на подносе» должно воплощать в настоящем все фазы жизни — и прошлое, и будущее. Кроме разных мистических моментов, существует и такое объяснение философии бонсая, что дерево одушевляется и живет согласно человеческому мироощущению.

В идеале каждое растение должно олицетворять три периода жизни живого существа: юность, зрелость и старость. Юность — это молодая, свежая, по возможности ярко-зеленая листва. Зрелость — это цветы и плоды. И старость — ствол: потрескавшийся, видавший виды, может, с дуплами, с содранной корой. В последнее время, например, как вид изобразительного оформления популярно направление модерн — контрастное сочетание старости и юности. Его отличительные черты — это засохшие ветви или, скажем, местами оголенный ствол. Представь, будто в дерево ударила молния, и теперь часть ствола засохла, а где-то сбоку одна-две ярко-зеленые ветви. А какое-то дерево — с оголенной древесиной. Как правило, для этого используется можжевельник, древесину обрабатывают специальными составами, чтобы она была белая, как будто выветрившаяся.

Что касается скульптурных стилей то, как и в любом другом искусстве, классическая классификация иногда может быть затруднена. Но, тем не менее, различаются композиции бонсая — одиночные или групповые. Что касается самих растений, то общеприняты четыре стиля.

— Мачтовый — как, например, клен.

— Ствол с изгибом — несмотря на изогнутую форму, дерево тянется вверх.

— Богемный стиль — такой причудливо изгибающийся ствол, у которого только на верхушке немного зелени — он был моден в среде китайских художников, поэтов.

— Каскад — очень красив. Дерево растет горизонтально, и если верхушка находится ниже уровня корней, то это ниспадающий каскад, а если на том же уровне — полукаскад.

Каскадный стиль выглядит особенно изящно и как будто невесомо в сочетании с таким типом бонсая, как «дерево на камне». Обычно это вулканической породы, с ажурной структурой камень, на нем может быть мох или в расщелине несколько небольших растений, и над ними, тоже из расщелины, горизонтально растет дерево.

Имеет и значение география выращивания бонсая, т.е. отличие японского бонсая, скажем, от европейского. В большинстве случаев японский бонсай кардинально отличается, и корень этого различия — в ином мировоззрении японцев. Дело в том, что для них главная задача — стремление к совершенству, и поэтому они не боятся «резать», т.е. убирать все лишнее. Японский мастер, работая над растением, может обрезать половину его побегов, останется несколько веток — даже излишняя лаконичность. Но года через три это будет растение экстра-класса. Европейцы же считают, что, мол, оно и так красиво, зачем же его «резать»? Формированием достигаются две цели: эстетическое удовольствие для человека и биологическая гармония растения с окружающей его средой. Например, японцы очень ценят разветвленное, мощное основание ствола и удаляют корни, растущие вглубь. Это оправданно, ведь «растению на подносе» нет необходимости противостоять ветрам или добывать воду.

В России это искусство развивается уже более 30 лет. Чтобы занять свою нишу, я думаю, надо использовать наши родные деревья. Скажем, та же береза, формировать которую не очень-то просто, может стать российским «фирменным знаком». Что касается эстетики как таковой — если работать над растением с целью, сделать его совершенным, то оно будет похоже именно на японский стиль. Ведь для японцев бонсай не просто искусство, а традиция. Полуторавековые деревья передаются из поколения в поколение, но не как омертвевшие семейные реликвии. Новые поколения придают им новые, свежие черты. Бансай не подходит, например, для свадебного оформления цветами помещение, но превосходно вписывается в любой интерьер квартиры.

Возможно, в этом и состоит идеал искусства — создать цельное, завершенное и в то же время живое произведение, для которого всегда открыт путь к совершенству.