Казаки история происхождения белорусских казаков
Краткая история белорусского казачества. Знаете ли Вы, что в Беларуси есть свои казаки? А может это не казаки, а просто переодетые в казачью форму военные или артисты
А от куда они у нас появились и когда? Чем занимаются белорусские казаки? Ответы на эти и другие, связанные с ними вопросы, Вы сможете узнать из этой статьи.
Итак, для начала вспомним историю. В период правления князя Витовта (1392-1430 гг.) — пожизненного правителя Великого княжества литовского (далее — ВКЛ), для нашей страны настал Золотой век, который ознаменовался расцветом молодого объединенного государства, победой под Грюнвальдом и перемирием с Польшей (Короной польской). После смерти Витовта шляхтичи ВКЛ избирают своим Великим князем Свидригайло, который разрывает унию и начинается череда очередных войн.
Как результат, поляки победили, Свидригайло свергнут с престола Сигизмундом и посажен на русское княжение в Полоцк. В средине 15 века в ВКЛ начинается череда военных действий. Вначале была развязана Гражданская межконфессиональная война (между православными и католиками), а после нее, когда Великим князем стал Казимир Ягеллон (сын польского короля Владислава второго Ягайло и Софьи Гольшанской) — война с Московским царством.
Именно в этот период на территории современной Беларуси, на землях входивших в Российское царство, впервые появились казаки — это были выходцы из русских и украинских казаков, которые вошли в состав княжеских дружин. Например, на Случчину пришли казаки, когда местный князь Александр Олелько получил во владение Киевское княжество и позвал к себе в дружину вольных Запорожцев. При его внуке Юрии Слуцком казаки составляли уже большую часть княжеского войска.
Казачьи устои, основанные на Православии, Народоправии и Воле вольной, с каждым годом распространялись среди местного и близлежащего населения все больше и дальше, дошли они и до Могилева. В казачьи войска стали вступать некоторые православные шляхтичи и уставшие от земледелия крестьяне.
Казаки и православная церковь
Тех православных белорусов, кто вступил в казаки, стали называть верстовыми или приписными казаками. Один из таких казаков (Кастусь Поклонский) был провозглашен Московским царем казачьим полковником и атаманом Белорусского казачьего полка. Это воинское подразделение было сформировано в июле-августе 1654 года в Радомском замке при финансовой поддержке русского правительства. После захвата Могилева, уезд был передан Поклонскому во временное управление. В феврале 1655 года, при осаде Могилева наемным войском Я.Радзивила, Поклонский с двенадцатью казаками своего полка перешли на сторону польско-литовского владыки.
Несмотря на измену атамана, Белорусский казачий полк продолжил войну с захватчиками, но под командованием других полковников (Павла Окурковича, К.Дяченко и М.Старинского) и просуществовал еще 4 года, пока Речь Посполитая не стала проводить политику расказачивания и превращения вольных крестьян в крепостных. В 1659 году многие казаки из этого полка ушли с семьями на Украину, где примкнули к казачьему гетману Богдану Хмельницкому. Часть из них в последующем вернулась на родину.
В 18-19 веках на территории современной Беларуси дислоцировались различные казачьи формирования, носящие украинские и русские названия, которые обороняли нашу страну от шведских и германских агрессоров. Казаки Донского, Миргородского, Переяславского и Кубанского полков женились на местных православных женщинах, оставив после себя немалое потомство.
Донские казаки после революции
После Октябрьской революции и во время Гражданской войны большинство казаков выступило против власти Советов. На стороне Красной армии оставалось примерно 20-25% от всего казачества. По этой причине после окончания войны казачьи войска расформировали, а ношение казачьей формы и само упоминание о казаках было запрещено. Разрешили призывать казаков в Советскую армию лишь в 1936 году, однако ограничили их поступления в военные училища.
Возрождение белорусского казачества началось после развала Советского Союза. В настоящее время у всех на слуху три основные военизированные организации: Республиканское общественное объединение Белорусского казачества (верховный атаман с 1995 года казачий генерал Улахович Н.Д.), Республиканское общественное объединение Всебелорусское объединенное казачество (верховный атаман казачий генерал Еркович Н.И.) и Военно-патриотический центр Казачий Спас (казачий полковник Копыток А.В.).
По информации официального источника общее количество белорусских казаков, входящих в вышеуказанные объединения, колеблется от 70 до 100 тысяч человек, из них активно участвуют в патриотическом воспитании молодежи и в патрулировании общественных мест совместно с милицией в составе добровольных дружин — не более 1,5 тысячи. Благо, что все казаки оказывают финансовую помощь Православной Церкви в реконструкции и ремонте зданий, в публиковании церковной литературы и в иных мирских делах.
Синодальным отделом Белорусской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством руководит протоиерей Игорь Коростелев, настоятель прихода иконы Божией Матери — Всех скорбящих Радость. В этом Храме Батюшка неоднократно на Казачем Круге (это высший орган власти у казаков) поднимал вопрос о необходимости единения всего белорусского казачества, ведь казацкие заповеди у всех одинаковы, однако этот вопрос до настоящего времени так и остался нерешенным, хотя и является актуальным.
В казачьи объединения входят различные категории жителей Беларуси: ветераны и сотрудники силовых структур и правоохранительных органов, инженеры, юристы, экономисты, врачи, военнослужащие, артисты, рабочие и представители иных профессий, главное, что их объединяет это Православная вера и Готовность служить Отечеству — Республике Беларусь.