Масленица, традиции и обычаи праздника

Обряды и традиции празднования Масленицы. Названия дней недели. Как просить прощения и отвечать в последний день Масленицы - в Прощенное воскресенье

Добрый день, дорогие друзья. Многие слышали, что Масленица это древний славянский праздник. Отмечают его обязательно с блинами на столе. Однако мало кто знает обряды и традиции своих предков. Чтобы узнать больше о традициях своего народа, Вам необходимо лишь дочитать мою статью до конца. Я надеюсь, что она Вам поможет в повседневной жизни, в общении со сверстниками и иными лицами.

Итак, для начала раскрою Вам маленький секрет о том, что праздник имеет несколько названий. Величали его не только Масленица, но и Масленка, Молочница, Сырница, Сырная седмица и т.д.

На вопрос: «Почему столько названий?», отвечаю следующее.

Поскольку в Древние времена на территории современной Беларуси проживало много племен, национальностей, народностей. Различные регионы страны называли праздник по-разному. Отмечали его тоже по-разному. Большинство районов гуляли 14 дней и лишь некоторые — всего 7 дней.

Общее правило регламентировало всю Масленичную неделю кушать блины. Подносить выпечку как дар Богу Солнца, чтобы был хороший урожай зерна. Праздник заканчивался катанием Чучела на санях по деревне и его сжиганием с остатками различного хлама.

После всеобщего крещения из-за нашествия на славянские земли Христианства, священнослужители стали яростно бороться с языческой традицией поклонения Солнцу. В этой борьбе Церковь в целом победила. Ей удалось сократить количество праздничных дней до семи и сдвинуть сроки массовых гуляний, чтобы они не совпадали с Великим Постом.

Со временем Масленичная неделя стала у нас просто традицией проводов зимы, а блины — символом поминовения усопших и будущего плодородия.
Каждый день «Сырной седмицы» имел свои особенности и обряды. Я остановлюсь лишь вкратце на основных из них.

Так, первый день (понедельник) называли «Встреча» или «Встреча Масленицы». Этим днем встречали родственников, пришедших в гости, круглыми блинами. Женщины выпекали блины на сковородке. Складывали выпечку горкой поверх большой тарелки. Подносили гостям испеченные угощения на рушнике. Рушник — это длинное полотенце, расшитое узорами и национальным орнаментом. Чтобы гости отведали блинов. Затем полные сил отправились гулять на улицу. Еда улучшала настроение физическое, духовное. После трапезы хозяева вместе с гостями шли на улицу кататься с ледяной горки на санках. По языческим поверьям, считалось, чем дальше от горки скатятся санки, тем лучше уродится урожай.

Вторник называли «Заигрыши». В этот день незамужние девчата заигрывали с холостыми парнями (по традиции зваными хлопцами). Девушки носили поверх икр кусок бревна. В некоторых местах этот обряд получил название «Таскание колодок».

Среду называли «Лакомка» или «К теще на блины», четверг — «Толстый» или «Широкий», пятницу — «Тещины вечерки», субботу — «Золовкины посиделки» и воскресенье -«Прощенным».

На праздничной неделе запрещалось употреблять в пищу мясо. Блинчики кушали белорусы только с мочанкой, сметаной или маслом, а наиболее зажиточные — с красной икрой. Ели также сырники со сметаной или вареньем (кто что мог себе позволить). При этом днем убирались по дому, а праздновали только вечерами.

В среду тещи приглашали к себе погостить зятьев с женами. Угощали их блинками с различными лакомствами, а зятья звали погостить тещу в день пятницу.

Самые людные катания на санях, запряженных лошадьми с бубенцами, происходили в толстый четверг. Четвертым днем даже животных кормили блинами. В тех местах Беларуси, где четверг называли «День бабушек-повитух», дети рожденные с их помощью, приносили повитухам угощения, а затем катали бабушек на санках или санях по всей деревне.

В Прощенное воскресенье просили прощенье у всех родных и близких, чтобы «войти» прощенными в Семинедельный Пост. При этом, по традиции, Глава семейства (мужчина) читал молитву под образами (перед иконой) за упокой всех своих предков. Затем все члены семьи по очереди просили прощения у Главы. Например, дети говорили: «Прости меня, батька», а тот отвечал: «Я прощаю и Бог простит». Заканчивался обряд тем, что отец просил прощения у своей жены и детей, а те ему отвечали: «Я прощаю и Бог простит».

В церкви же следовало отвечать по-другому.

Когда батюшка просил прощения у прихожан, те ему отвечали словами Бог простит.

Эпическим моментом всего празднования Масленицы является сожжение чучела. Чучело должно иметь вид большой страшной бабы. Современники уже не стремятся придать чучелу страшный вид, современная фигура скорее смешная чем страшная. Эту бабу по старинному обычаю ставили на сани. Сани тянули трое молодых, крепких парней. Когда сани вывезли за пределы деревни, то чучело сжигали. В чистом поле костер мог получится гораздо выше, чем среди домов. В костер подкидывали испеченные блинки, старую мебель, веники и прочие горючие материалы. Весь процесс сожжения символизировал проводы зимы и встречу весны. Через пол года, осенью люди осматривали место сжигания. При наблюдении, как из семян вырастают молодые ростки — процедура считалась успешной. Это символизировало возрождение через смерть.

Спасибо Вам, мои дорогие, надеюсь статья была для многих поучительной.