Есть основания для использования секторного радиомаяка
Разрабатывается специальное узкополосное приемное устройство, в котором автоматизируется отсчет точек и тире и обеспечивается опознавание сектора однозначности методом радиокомпаса. С целью стандартизации оборудования предполагается сократить цикл передачи устаревших секторных радиомаяков с 2 мин до 40 сек
Намечается реконструкция ряда мощных радиомаяков кругового излучения в секторные без изменения их рабочих частот. Для этого потребуются только дополнительная установка двух вертикальных боковых антенн и некоторое усложнение берегового оборудования.
Групповые ненаправленные радиомаяки могут быть также легко переоборудованы в группы секторных. В этом случае можно будет определять место судна внутри, а частью и за пределами больших треугольников, образуемых радиомаяками. При такой реконструкции секторный радиомаяк одновременно является и радиомаяком кругового излучения, в связи с чем расширяются границы его использования. Секторный радиомаяк может быть также скомбинирован с существующими четырохкурсовыми радиомаяками путем попеременного включения передатчика на различные антенные устройства. Эти переделки позволяют определять место судна и на больших расстояниях, чем обычные ненаправленные радиомаяки В 1955 г. на Международной конференции, посвящённой средствам морского кораблевождения, была предложена по вая радионавигационная система «Консолор», являющаяся дальнейшим развитием секторного радиомаяка. В маяке «Консолор» значительно усложнена антенная система: она состоит из двенадцати вертикальных антенн.
Диаграммы направленности системы «Консолор» при двух переключениях, построенные по формуле, представлены ниже. Как видно из рисунка, в пространстве образуются шесть равносигнальных направлений, отстоящих друг от друга па 60°. Метод определения пеленга в данной системе точно такой же, как и в секторном радиомаяке.
Предполагается, что преимущества системы «Консолор» будут состоять в повышенной надежности пеленгования в ночное время, равной точности отсчета пеленгов по всем направлениям и уменьшении «ближней» нерабочей зоны (возможны определения на расстояниях меньше 25 миль). Кроме того, в новой системе практически устраняется неопределенность, которая в обычном радиомаяке может вызвать погрешность до 20°, а также достигается независимость диаграммы направленности радиомаяка от возможных изменений частоты колебаний до 15%.
К недостаткам системы следует отнести несколько меньшую точность при определении пеленга в дневное время (при подаче 60 пар знаков за цикл ожидаемая точность равна примерно 1°), более высокую стоимость антенного устройства и значительное усложнение выходных цепей радиомаяка.
В докладе фирмы «Лоренцу» отмечается, что система «Консолор» имеет особые преимущества перед секторными радио маяками в тех случаях, когда требуется большая дальность действия и равномерный круговой отсчет пеленгов.
Таким образом, в системе «Консолор» частично устранены или уменьшены недостатки, которые присущи секторным радиомаякам. Однако точность ее работы из-за расширения сектора однозначности значительно снижается. Опытных данных о точности пеленгования системы «Консолор» еще не имеется, поэтому сейчас трудно судить о реальности ее практического осуществления.
В настоящее время еще не создано радионавигационной системы, удовлетворяющей всем требованиям, предъявляемым к системам дальней навигации. Многие из них («Делрак», «Наваглоб», «Наваро» и др.) находятся в стадии разработки и не так скоро станут общедоступными. Поэтому сейчас есть все основания для широкого использования секторного радиомаяка в качестве вспомогательного или дополнительного навигационного средства на судах любого тоннажа и назначения.